«Бабушка в окошке»: судьба главной сказочницы Советского Союза, Анастасии Зуевой

0 1

«В неком королевстве, в неком государстве…» – так начинала собственный рассказ бабушка-сказочница, раскрыв резные ставни и чуток прищурив глаза, с хитроватой ухмылкой смотря на зрителей. А время от времени зрители — малыши-дошкольники и ребята постарше — слышали от нее остальные слова: «Здрасьте, милые ребята, пионеры, октябрята!» Конкретно с данной бабушки начинались самые достойные внимания киносказки Александра Роу. Никто не знал, как ее зовут, называли просто — бабушка-сказительница. И весьма обожали.

Анастасия Зуева прожила долгую жизнь, заполненную необычными противоречиями. Ее любили бюрократы самых больших рангов — а она отрешалась вступать в партию, поэтому что была глубоко верующим человеком. И ей за это ничего не было. Наиболее того — бабушка-сказочница осмеливалась заступаться за репрессированных. И опять — без последствий. Ее амплуа в театре именовалось «смешная старуха» — а она до крайних лет была модницей и кокеткой, любила радостные вечеринки и светские мероприятия.

РИА Анонсы

Сирота на воспитании у тётки

Анастасия Зуева родилась в 1896 году в небольшом селе Тульской губернии. Две сестрички — Настя и Лиза — росли, обласканные родительской любовью, пока не случилась неудача: погиб отец. Установилась совершенно иная жизнь. Насте тогда было 5 лет. Мать скоро привела в дом отчима — полковника жандармерии. Чужие дочки ему были не необходимы. Так девченки оказались на воспитании у сестры мамы. Нет, тетка она была отменная, племянниц не обижала, даже баловала. Но Настя все почаще стала уходить одна на речку с удочкой. Часами посиживала там, в тиши, погрузившись в свои мысли, и не хотелось ей ни бегать с сестрой и уличными ребятами, ни баловаться.

Народные артисты СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) Олеги Стриженов и Анастасия Зуева в спектакле "На всякого мудреца довольно простоты" Александра Островского на сцене Столичного Художественного академического театра СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) им. М. Горьковатого, РИА Анонсы

В артистки!

Тетка была управляющей в барской усадьбе, ее считали практически членом семьи, она привыкла к интеллигентным дискуссиям, полюбила искусство. Как возникла возможность, она перебралась в Москву совместно с племянницами. И устроила Настю и Лизу в гимназию. С фермерской жизнью было покончено. Общаясь с девченками из богатых семей, вхожих в дома артистов, Настя скоро загорелась мыслью стать актрисой. Но здесь уж тетка была решительно против: по ее воззрению, театр — пространство разврата, и приличной девице там созодать нечего!

Но Настя проявила нрав. Ей удалось поступить в Школу-студию МХАТ (тогда она называлась Школой драматического искусства), не достаточно того — ее преподавателем стал сам Константин Станиславский. Обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) продвигалось так отлично, что способную даму уже через год начали вводить в спектакли и выпускать на сцену. 1-ые же роли в выполнении Насти получили одобрение мастеров. А позже она искрометно сыграла старуху в одной из пьес, поразив всех своим соответствующим талантом.

Станиславский произнес пророческую фразу: «Быть для тебя нескончаемой старухой на сцене!».

22-летняя женщина ничего не имела против такового амплуа: ей нравилось перевоплощаться. Стройная и хорошая в жизни, она надевала сценический костюмчик старухи с «толщинкой», прекрасные руки с длинноватыми аристократическими пальцами прятала под уродливые перчатки, набитые ватой, — и сидящие в зале зрители лицезрели на сцене гоголевскую Коробку, «Мама» Горьковатого, Квашню из «На деньке», Мисс Уордл из «Пиквикского клуба» Диккенса…

РИА Анонсы

Супруг-тиран отобрал отпрыска

Естественно, ей хотелось не лишь блестеть на сцене — хотелось любви, семьи, ребятишек. И в 1918 году, сходу опосля революции, Настя вышла замуж. Да не за обычного парня (всегда охото перейти на стиль сказительницы!) — за огромного жд начальника. Иван Евсеев был знатным гражданином Москвы, и даже новейшие власти не стали его обижать. Чудилось, юные жили отлично, дом у их был богатый… Но идиллия продлилась недолго: императивный супруг, привыкший командовать, попробовал «отлучить» Настю от театра. Она отказалась. Далее — больше: супруг поначалу потихоньку, а позже в открытую, стал гулять, мог до утра просидеть с дружками в ресторане.

Его злил плач малыша — Настя родила отпрыска Костю.

Когда же Иван, решив «проучить» супругу, намотал на руку ее косу и потаскал ее по полу, Настя одномоментно собралась и ушла от него. Правда, отпрыска он ей не дал. Настя весьма мачалась в разлуке с Костей, редчайшие свидания — когда разрешал своенравный отец — делали лишь ужаснее: рыдал мальчишка, рыдала она… Костя так и жил с папой, пока не повзрослел и не стал студентом. Позже он сам приходил к мамы, Анастасия пробовала сделать дела со взрослым отпрыском, но не вышло: воспитанный отцом-деспотом, парень вел себя по отношению к мамы потребительски, они всегда ссорились. Зато позже, когда он женился, и у него родилась дочка, Анастасия Зуева стала для нее самой нежной и любящей бабушкой.

Репродукция фото актеров Владимира Ершова (слева) в роли Нехлюдова и Анастасии Зуевой (справа) в роли Матрены в сцене из спектакля по роману Л. Толстого "Воскресение", РИА Анонсы

Второго супруга «увела» обогретая сирота

В 36 лет Анастасия опять вышла замуж — за Виктора Оранского, композитора. Это было счастливое время: прекрасный, умный, любящий супруг, аншлаги на ее спектаклях, роли в фильмах… Настя как будто помолодела, даже размолвки с отпрыском уже не причиняли ей таковой боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани), как до этого. Ее щедрая душа охотно откликалась на всякую просьбу о помощи, она никому не отказывала, если просили похлопотать, и высочайшие бюрократы обычно слушали просьбы возлюбленной актрисы благорасположенно. Она вытаскивала людей из лагерей, высылала посылки в кутузки, заботилась за «политических» во время репрессий, хотя это было весьма небезопасно, можно было самой там оказаться. И никогда не говорила о собственных хороших делах.

В один прекрасный момент Анастасия увидела на улице продрогшую, бедно одетую даму.

Сердечко актрисы дрогнуло. Узнав, что женщина — сирота и что ей негде жить, она, недолго думая, привела ее к для себя. Разве могла она помыслить, что будет наказана за свою доброту и щедрость… Зуева относилась к сироте, как к приёмной дочери, и поверить не могла, когда выяснила, что меж ней и супругом начался роман. Виктор Оранский, пряча глаза, ушел из семьи совместно с юной подругой.

Возвращение блудного супруга

Позже, уже во время Величавой Российскей войны, он возвратился к бывшей супруге. С ребенком на руках. Оказалось, что новенькая любовь его бросила — отыскала наиболее прибыльную партию. И Зуева приняла и неправильного супруга, и его малыша. Стала хлопотать о их, ведь в военные годы всюду было весьма тяжело с продуктами, а именитая артистка жила чуток полегче других. Правда, опять супругом и супругой они не стали: у Зуевой было отменное чувство собственного плюсы, опосля предательства супруга она относилась к нему с некой брезгливостью.

Кадр из кинофильма "Васек Трубачев и его товарищи". Трубачев — Олег Вишнев, тетя Дуня — актриса Анастасия Зуева, РИА Анонсы

Выступления на фронте

Кто лишь не жил в доме Анастасии Зуевой! Раненые, голодные, бескровные, при этом совсем чужие люди, с которыми она случаем познакомилась во время выступлений фронтовой бригады… Некие останавливались на пару дней — передохнуть, отоспаться, умыться, поесть жаркого. Остальные жили по месяцу и больше. А хозяйка дома ездила на фронт — выступать, поддерживать боевой дух защитников Родины. Бойцы с радостью встречали «смешную старуху» и ее коллег на передовой.

Бывало всякое — до погибели было, как в песне, «четыре шага».

Но судьба сберегала артистку. Позже она говорила: «…Мы собрались на некий поляне – километра за два от германцев, устроили помост, выступали, а мальчишки жутко смеялись. Позже возник обед в котелках, и мы тоже поели. Ну, и я решила опять выступить, чтоб эти мальчишки еще мало отдохнули. Произнесла им, что и у меня два племянника ведут войну, и вот я с наслаждением воюю, но я воюю своим словом, а вы нас защищаете. И поблагодарила их, а они улыбались. И мы задумывались, что даем нашим бойцам частицу радости…»

Она даже на фронт брала с собой прекрасное белье для постели, шелковую ночную сорочку — привыкла, чтоб все было «на высоте». Кропотливо гримировалась — так же, как в театре, не обращая внимания на звуки выстрелов и взрывы недалеко.

Японский поклонник-миллионер

Война завершилась, издавна шли мирные годы, и Анастасия Зуева была уже немолода. В 1959 году она отправилась на гастроли в Японию. И сразила там сердечко миллионера. Фанат ездил за труппой театра из городка в город, и всюду находил Зуеву и предлагал ей руку и сердечко. Но она отказала — не могла покинуть страну и возлюбленный театр.

Кадр из кинофильма "Юбилей". Народный артист СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) Виктор Станицын в роли председателя коммерческого банка Шипучина и народная артистка СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) Анастасия Зуева в роли Мерчуткиной, РИА Анонсы

Пастернак предназначил ей стихи

В кино Анастасия Зуева тоже игралась в большей степени старух. И, естественно, основная ее роль — сказительница в притчах Роу. Роль, по которой и сейчас ее выяснят зрители нескольких поколений — довольно услышать 1-ые слова. А еще она озвучивала мульты — «Сказку о рыбаке и рыбке», к примеру. В один прекрасный момент ей предназначил стихи сам Борис Пастернак. В их были такие строки: «Вы — подлинность, вы — обаянье, вы вдохновение само…» Конкретно эти стихи высечены на могиле Анастасии Зуевой, величавой актрисы, бабушки-сказительницы, самоотверженного и хорошего человека.

А мы хотим предложить выяснить о судьбе Алексея Катышева и сестер Юкиных, тоже снимавшихся в притчах Александра Роу.

Источник: www.goodhouse.ru

Напишите комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.