Лихорадка и лихоманка: как на Руси объясняли появление болезней

0 0

На данный момент даже самый малообразованный человек отлично понимает, как возникают заболевания, о вирусах и микробах мы слышим с самого юношества. Но еще пару веков вспять фермеры на Руси представляли заболевания в виде злых духов, принимавших вид дам. Способы исцеления были непонятными, но у российского народа не было выбора, нередко они обращались не к медикам, а к местным знахарям и докторам, которые употребляли и волшебные методы исцеления.

Предпосылки распространения болезней на Руси

Узнаваемый российский доктор Гавриил Попов в конце XIX века изучил народную медицину, написал собственный труд «Российская народно-бытовая медицина», где сказал, как лечились фермеры в различных регионах страны. Он увидел, что обыкновенные люди ничего не знали о целебной диете и правилах ухода за нездоровыми. Попов считал, что в те времена были убийственные методы питания и кормления малышей, к примеру, новорожденному ребенку давали хлеб, чтоб он резвее рос, а детей кормили сырыми овощами и кислым квасом, хотя ребенку противопоказана таковая еда, потому была так высока детская смертность.

Условия деревенской жизни содействовали ослаблению организма. В то время фермеры поправлялись монотонно, их главный едой были хлеб, овощи и картошка. Бедные семьи изредка ели мясо и рыбу, и эти продукты были отвратительного свойства. В весеннюю пору, когда припасы пищи заканчивались, почти все мучались от «куриной слепоты» (никталопия, возникающая из-за авитаминоза либо гиповитаминоза А), а в неурожайные годы – от цинги.

В одной избе обычно жила большая семья, а в прохладное время года туда же приносили юных телят и ягнят, потому воздух в комнатах постоянно был спертым. Если изба была старенькой, начинала вымерзать, семья нередко простужалась и болела. Почти все заболевания фермеры называли простудой, даже если это были тиф либо ревматизм, а их появление объясняли «дурным ветром» либо отравленной росой. В летнюю пору приходилось длительное время работать в поле, невзирая на жару, опосля чего же фермеров начинали истязать мигрени. Но они никак не связывали их с критериями труда, верили, что боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) возникла из-за «дурной крови (внутренней средой организма человека и животных)», потому вылечивали ее кровопусканиями.

Методы исцеления тоже были непонятными. К докторам обыкновенные фермеры фактически не обращались, выбирая традиционные средства: хворого натирали дегтем, редькой либо салом, могли положить на теплую печь животиком. Всепригодным средством профилактики и исцеления болезней, также снятия сглаза была баня, в какой парили и малышей, и взрослых. Если эти методы «исцеления» не помогали, обращались за помощью знахарям. Они умели созодать массаж, растирание тела, приостановить кровотечение, разбирались в фармацевтических травках.

Но время от времени использовались остальные методы, к примеру, чтение молитв перед иконами и мощами святых. У всякого в доме был собственный молитвенный перечень, заболев, человек носил определенную молитву вкупе с крестом, поместив ее в небольшой мешочек.

Фермеры верили, что заболевания можно передать кому-то еще, к примеру, дереву либо звериному, даже человеку. Так, если заболевал ребенок, в лесу выбирали самый мощный дуб либо березу, в нем прорубали отверстие, через которое позже протаскивали малыша. Чтоб дать болезнь воде, брали хлеб, солили его, произносили заклинание и кидали в реку. Если человека истязала лихорадка, для ее изгнания читались разные комплоты.

Заболевания – нечистая сила

Про бактерий фермеры тогда не знали, заболевания отождествлялись с нечистой силой, злыми духами, которых называли лихорадками либо лихоманками. По народным верованиям они выглядели, как отвратительные старухи либо же симпатичные дамы. Так, холеру нередко представляли в виде чужой бабы, темной птицы, старухой со злостным лицом. Ждя эпидемию холеры в 1892 году, фермеры Калужской губернии распространили слухи, что прогуливаются 5 холер, 3 бабы и 2 мужчины. В неких регионах верили, что оспа похожа на лягушку, корь – на ежа, а лихорадка-веснуха –на бабочку, белоснежного мотылька.

Время от времени их представляли, как сущностей с крыльями летучих мышей, либо же как нагих дам с распущенными волосами. По иной версии это были дамы в белоснежных балахонах, держащие в руках косу либо же лохматыми скелетообразными старухами. Гласили, что самая старшая из сестер либо же королева лихорадок, Жупела, была прикована к металлическому стулу 12 цепями. Если ей удавалось вырваться и вселиться в человека, он непременно был должен умереть.

Гласили, что такие заболевания, как тиф, лихорадка и оспа живут в болотах, реках, морях, могли поруха на человека и жить в нем, пока не перейдут на другого злосчастного. По иной версии все заболевания находятся в металлическом доме, под замками и печатями, но Ангел повсевременно выпускает одну их их на волю, чтоб захворали те, кому необходимо было захворать. Позже эту хворь опять запирали, держали под замком. Фермеры верили, что лихорадки живут либо в реках, озерах, ручьях, либо же в лесных чащах и болотах.

Слово «лихорадка» вышло от древнерусского слова «лихорадить». Это означало «желать зла». «Лихо» – зло, а «радить», означает «желать». В славянской мифологии лихорадками и лихоманками называли заболевания, которые представляли в виде дамы. Она вселялась в человека, вызывая у него озноб и жар. Лихорадок было много, в различных источниках упоминается 7, 9, 12 и 77, у каждой было свое имя, к примеру, Трясея либо Огнея. Лихорадками могли стать 12 сестер, окаянных родителями либо же дочери сатаны, окаянные Богом, обязанные до конца света истязать грешников.

Опосля принятия христианства библейские сюжеты стали известны и на Руси и переплелись с языческими верованиями о злых духах. Лихорадки и остальные заболевания связали с дочерями царя Ирода. Согласно легендам, падчерица царя Ирода Саломея поразила всех на праздничке своим танцем, и правитель обещал исполнить хоть какое ее желание. Подговоренная мамой, она востребовала голову Иоанна Крестителя. Старшая из сестер сама отрубила голову и принесла ее на пир, но эта голова нежданно открыла глаза и прокляла всех дочерей царя, сказав, что не будет у их ни погибели, ни покоя, им предначертано вечно трястись. И с того времени эти 12 сестер истязают людей, превратившись в различные виды лихорадок.

По иной версии, Иоанн Креститель шел по дороге и повстречал 77 женщин, одетых в дорогие платьица, а на нем была только верблюжья шкура. Увидев бедно одетого человека все 77 девиц стали над ним глумиться. Тогда он тормознул и задал вопрос, кто они и куда направляются. Девицы ответили, что являются дочерями царя Ирода и идут купаться. За то, что они посмеялись над ним, Иоанн Креститель три раза их проклял и наслал болезнь, которая обязана их трясти и крючить. Он произнес, что где бы они ни появлялись, люди начнут болеть и проклинать их. Им предначертано стать невидимыми и ходить посреди людей, чтоб их истязать.

Методы исцеления

Если заболевания – это злые духи, то и методы исцеления были надлежащими. Почаще всего использовались комплоты, где упоминались имена лихорадок, к примеру, бронхит вызывала Кашлея, а одышку – Душлея. Почаще всего имена давались не случаем, упоминались симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) болезней, к примеру, Бледнуха – это малокровие; либо же времена года, когда могла свирепствовать заболевания – Осенняя, Листопадная. Что любопытно, в комплотах не было принято ругать и обзывать лихорадок, к ним обращались нежно (подруга, сестрица, тетушка) либо же называли по имени-отчеству.

В народе верили, что лихорадка накидывается не на всех, а только на тех, кто сделал какие-то проступки, к примеру, выругался в неподходящее время либо же испил воды, не благословясь. Тогда она преобразовывалась в муху либо сор и попадала в пищу. Время от времени их считали Божьим наказанием, посланным человеку за грехи.

Нездоровой супруг. Живописец В.М. Максимов. 1881 год

В особенности свирепствовали они в конце зимы либо в весеннюю пору. 15 января в неких губерниях изгоняли лихорадку, т.к. верили, что из-за мороза она начинает находить пристанища в теплых избах. Чтоб изгнать злой дух, употребляли воду с четверговой солью, золу из 7 печей либо же земельный уголь, выкопанный из-под растения чернобыльник. Числилось, что лихорадка опасается чертополоха, потому его подвешивали в избе под потолком.

Методы «исцеления» тоже были необычными:
1. Когда-то в Оренбурге жил казак, который лечил хворого увлекательным методом – сек розгами, он сумел вылечить даже губернатора.
2. В селе Турзовке жил знахарь, который вылечивал людей бранью. Если к этому отставному бойцу приводили хворого с лихорадкой, он начинал его ругать отборной площадной бранью, старался час либо наиболее, опосля чего же почти всем становилось легче.
3. Чтоб одурачить лихорадку, люди, переодевшись, скрывались в подвале дома, а под окнами и над дверями оставляли записки, что такого-то человека нет дома.
4. Лечились почками вербы, освященной в Вербное воскресенье либо же растворенной в воде золой от церковного кадила. Страстной свечой выжигали крест на потолке, позже соскребали с этого места сажу, пересыпали ее в освященную в церкви воду и пили.
5. Время от времени пробовали утопить лихорадку, т.е. нездоровой купался прямо в одежке, а позже оставлял ее в воде. Эту одежку трогать запрещалось, т.к. тот, кто ее вынет, будет последующей жертвой лихорадки.
6. Чтоб вылечить хворого, его стращали летучей мышью либо же вешали сушеную летучую мышь к человеку на грудь. Было и такое средство – упрятать паука в 2 половинки грецкого орешка, носить его на шейке, а опосля излечения кинуть в проточную воду.

Не умопомрачительно, что в народе страшились лихорадок, т.к. с схожими методами исцеления не много кто выздоравливал. Естественно, вера в то либо другое средство могла сработать, как плацебо, но если идет речь о суровых болезнях, такие методы навряд ли могли посодействовать.

Умопомрачительно, что за пару сотен лет мир так очень поменялся. Еще не так издавна наши праотцы страшились женщин-духов, вселявшихся в людей, старались по-своему от их избавиться, а на данный момент мы уже отлично осознаем, почему возникают те либо другие симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) болезней. Может быть, пройдет еще 200 лет, и все наши методы исцеления будут казаться необычными новеньким поколениям, они отыщут свои методы избавления от хворей, выдумают новейшие средства профилактики и исцеления.

Источник: www.myjane.ru

Напишите комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.