Вера Комиссаржевская: стала «Чайкой», пережила предательство, умерла от оспы

0 0

8 ноября 1864 года в семье известного тенора Мариинского театра Фёдора Комиссаржевского родилась дочь Вера, которой в будущем предначертано было стать величайшей драматической актрисой мира. Мамой актрисы была Мария Шульгина, дочь командира Преображенского полка. Фёдор Комиссаржевский давал Марии личные уроки пения и женщина без памяти втюрилась в собственного учителя. Она боялась гнева отца и не отважилась сказать ему о намерении связать свою жизнь с певцом. Потому Федор Комиссаржевский и Мария Шульгина потаенно повенчались в Королевском Селе. Скоро родилась Вера, а потом еще две дочери – Надежда и Ольга. С детских лет Вере нравилось следить за тем, как ее отец разучивал роли, она обожала бывать за кулисами Мариинского театра. В доме Комиссаржевских нередко бывали известные актеры, певцы и композиторы. Отец будущей актрисы в особенности был дружен с композитором Модестом Мусоргским. Вера нередко игралась и пела в домашних спектаклях, устраиваемых ее родителями. У девченки была красивая память – она запоминала стихи с первого чтения. С 10 лет Вера училась в личных гимназиях и пансионах, была и на домашнем обучении. Учителя бывали нередко недовольны собственной ученицей — она так же просто увлекалась новеньким предметом, как и теряла энтузиазм к нему. Юной Комиссаржевской исполнилось 17 лет, когда отец оставил семью. Он был на гастролях и втюрился в литовскую княжну Курцевич, на которой женился. Все три дочки, боготворившие отца, весьма тяжело пережили развод родителей. Кроме духовной травмы, уход отца нанес им и осязаемый денежный удар.

Вера Комиссаржевская

Желала быть просто супругой

Невзирая на очевидные задатки актрисы, Вера сначала не собиралась посвящать себя данной для нас профессии. Симпатичная юная женщина желала о семье – возлюбленном супруге, детях. Девятнадцатилетняя Комиссаржевская воспользовалась фуррором у обратного пола, из нескольких претендентов она избрала 22 –летнего графа Владимира Муравьёва. Он увлекался живописью, в то время учился в Академии художеств, позднее стал известным художником-пейзажистом. В 1883 году юные сыграли женитьбу и Вера, обожавшая собственного супруга, с радостью погрузилась в семейную жизнь. Но юного супруга чрезмерная любовь супруги раздражала. Он пил, устраивал скандалы, равномерно отдалялся от Веры, а позже и совсем не стал с ней говорить. Она возлагала надежды, что связав свою жизнь с художником, будет через него и сама служить искусству, но в один прекрасный момент Владимир заявил ей в сердцах: «Да что ты понимаешь в искусстве? Наводи красоту в гостиной, занимайся своими туалетами – что для тебя еще?».

Вера Комиссаржевская

Пробовала покончить с собой

Не прошло и трёх лет опосля женитьбы, как Вера выяснила о измене супруга с её младшей сестрой Надей. Она застала прибывшую в гости родственницу в объятиях жена. К тому же выяснилось, что Надя ожидает ребёнка от Муравьёва. Комиссаржевская была потрясена таковым двойным предательством близких людей. Опосля неудачной пробы отравиться она оказалась в психиатрической поликлинике, где провела месяц. Опосля этого Вера ещё пару лет приходила в себя. Поддержку оказывала 2-ая сестра, Ольга – она длительно разговаривала с Верой, читала ей вслух, они совместно гуляли. А доктора рекомендовали Комиссаржевской отыскать для себя занятие, которое её бы вполне захватило. Таковым занятием для Веры Комиссаржевской стал театр. Замуж она больше не выходила. Хотя пару лет встречалась с морским офицером Сергеем Зилоти, потом за актрисой ухаживали почти все выдающиеся деятели культуры. Романтические дела связывали ее с основным режиссером Александринки, Евтихием Карповым, с актером этого же театра Николаем Ходотовым, с поэтом Валерием Брюсовым.

Вера Комиссаржевская

«Она рыдает реальными слезами»

  Комиссаржевская брала уроки у артиста Александринского театра и преподавателя Владимира Давыдова. Она переехала к папе, который развелся со собственной литовской княжной и помогала ему с учениками. В один прекрасный момент один из учеников отца, будущий основоположник театральной школы по собственной системе, Константин Станиславский предложил Вере подменить в спектакле заболевшую актрису. Так в 29 лет началась ее актерская судьба. За 5 лет Комиссаржевская прошла путь от актрисы провинциальных театров до одной из основных сцен страны – в 1896 году она в первый раз игралась на сцене Александринского театра. 1-ый большенный фуррор ей принесла роль Ларисы в «Бесприданнице».

«Игру Комиссаржевской недозволено именовать искусством — это сама жизнь», — писали газеты.

Современник Комиссаржевской, актёр Соломон Михоэлс делился впечатлениями о игре актрисы: «Когда Вера Федоровна-Лариса выходила на сцену и, не произнося еще ни одного слова, прохаживалась с Карандышевым, вы уже ощущали, что на сцене вроде бы возник целый новейший мир». Даже прима Александринки, актриса Мария Савина рекомендовала знакомым: «Пойдите поглядите эту актрису, это редчайшая актриса…». А зрители в антракте шептались: «Ну нужно же, она рыдает реальными слезами!».

Вера Комиссаржевская

Перед гибелью приснился Чехов

В 1-ый же год службы на Александринской сцене Вера игралась роль Нины в спектакле по новейшей пьесе Чехова «Чайка». Премьера свершилась 17 октября 1896 года и оказалась провальной. На спектакле находился и сам Антон Павлович, он покинул зал опосля второго акта и до ночи бродил по городку, а с утра уехал из Петербурга. Провал спектакля частично разъяснялся тем, что поставить его необходимо было в весьма маленький срок – всего за 10 дней. «Мне роль Чайки принесли за некоторое количество дней до спектакля, я не знала пьесы. В 1-ый раз я прочитала "Чайку" в эту ночь (то есть темное время суток). Всю ночь (то есть темное время суток) проплакала. С утра я обожала "Чайку", и была она моей — я жила душою Чайки… Быть Чайкой — мне удовлетворенность», — вспоминала Комиссаржевская. 2-ая постановка этого спектакля прошла уже с ошеломительным фуррором.

«До сего времени я, как на данный момент, вижу перед собой Комиссаржевскую в Нине и никогда не забуду ее в данной для нас роли… Никто так правильно, так правдиво и так глубоко не осознавал меня, как Вера Федоровна… Расчудесная актриса…», — гласил Чехов.

Отметим, что до самой погибели Чехова в 1904 году, актриса и писатель поддерживали дела, правда, они не отличались особенной задушевностью. Сохранились несколько 10-ов писем Комиссаржевской к Чехову. Вера была влюблена в драматургию Антона Павловича (а по неким данным и в него самого), стремилась к творческому союзу с писателем, но встречала пикантный отпор. Чехову была понятна одухотворенность актрисы на сцене, но отталкивала экзальтация, характерная Комиссаржевской в жизни и в письмах. Актриса пережила Чехова на 6 лет. Интересно, что за некоторое количество дней до своей погибели в Ташкенте она увидела Антона Павловича во сне и решила, что это «не плохое предвестие».

Вера Комиссаржевская

«Скучен, как пн»

Комиссаржевская прославилась в качестве драматической актрисы, наверняка, потому при личном знакомстве почти всех поражало, что актриса могла быть весёлой и остроумно шутить. Она обожала нежданные сопоставления. К примеру, о поэте Дмитрии Мережковском гласила, что он «скучен, как пн», о писателе Максиме Горьком — «нечетный и ни на что не делится», а поэту Андрею Белоснежному она произнесла: «Вы голубий и невнимательный».

Вера Комиссаржевская

Уволила Мейерхольда

Популярность актрисы с каждым спектаклем росла, как снежный ком, катящийся с горы. «Как чествовали вчера госпожу Комиссаржевскую, так чествуют лишь вояки—героя, возлюбленного писателя, почетаемого доктора, заслуженного публичного деятеля», — писали газеты опосля 1-го из ее бенефисов. Одна из талантливейших актрис в истории Малого театра, именитая актриса Мария Ермолова, восхищенная игрой Комиссаржевской, лично приносила ей за кулисы цветочки. Но мысли актрисы были далеки от фуррора на сцене Александринки, у неё возникла мечта сделать собственный театр. Для того, чтоб накопить средства, Вера отправилась в двухгодичный тур по Рф. 15 сентября 1904 года ее мечта сбылась — Комиссаржевская возглавила свой драматический театр. 1-ые два года основным режиссером театра был её сводный брат – Фёдор Комиссаржевский, потом Вера пригласила ученика Станиславского Всеволода Мейерхольда. За один сезон он выпустил 13 спектаклей, но опосля нескольких провалов Комиссаржевская предложила ему уйти.

Не считая того, творческие взоры режиссера—экспериментатора и лирической актрисы очень отличались друг от друга.

«Мейерхольд сделал в театре атмосферу, в которой я задыхаюсь все это время и больше не могу», — признавалась Комиссаржевская в одном из собственных писем.

В Ташкенте накупила тюбетеек

Пару лет спустя, актриса приняла сложное решение уйти из собственного театра. В мае 1908 года во время гастролей Комиссаржевской в Нью-Йорке южноамериканские журналисты окрестили ее наилучшей драматической актрисой современности, отметив неповторимость ее игры. В летнюю пору 1909 года она загорелась новейшей мыслью – сделать театральную школу. В поисках средств актриса отправилась в долгие гастроли по Сибири, Далекому Востоку и Азии. Новейший, 1910 год артисты повстречали в Баку, потом на пароходе перебрались в Среднюю Азию. 17 января труппа на поезде прибыла в Ташкент. В честь приезда актрисы друг юношества по Петербургу, Андрей Фрей устроил теплый прием в собственном доме. Все спектакли проходили при переполненных залах, с бурными овациями, цветами, экзальтированными рецензиями в газетах. По мемуарам друзей, Вера Федоровна находилась в чудесном расположении духа, строила творческие планы на будущее, задумывалась о собственной школе. Ташкент ей пришелся по душе. Меж спектаклями она осматривала достопримечательности городка, на восточном рынке накупила тюбетеек, пиал, чеканных изделий. Чудилось, в Ташкенте, удача вновь улыбнулась ей. Но фуррор гастролей нежданно омрачается. Друг за другом захворали оспой четыре ведущих актеров и театральный парикмахер. Нездоровых срочно госпитализировали.

Вера Комиссаржевская

Оспа исковеркала лицо

Вечерком 26 января перед спектаклем Комиссаржевская ощутила себя плохо, но все таки поехала в театр. Объявленный спектакль поменяли наиболее легким — «Бой бабочек», она доиграла его превозмогая себя. Публика рукоплескала величавой актрисе в крайний раз. Этот спектакль стал крайним в ее жизни. На последующий денек она уже не смогла подняться с постели. Докторы поставили неутешительный диагноз (медицинское заключение об имеющемся заболевании) – оспа. Из гостиницы Веру перевезли в дом Фрея, где для нее были сделаны все удобства и скооперировано наилучшее исцеление. Но болезнь не отступила —  оспа исковеркала красивое лицо актрисы, потом руки и тело. Актриса попросила спалить письма, хранящиеся в шкатулке и завещала похоронить себя в закрытом гробу, чтоб никто не узрел какой её сделала болезнь. Она умерла 10 февраля 1910 года, ей было 45 лет. К слову, другие 5 человек из труппы Комиссаржевской, заболевшие оспой, оздоровели.

«Погасли звезды голубых глаз»

Спустя некоторое количество дней гроб с телом величавой актрисы был доставлен в Москву, а потом в Петербург. На заупокойную службу в соборе Святого Александра Невского распространялись билеты, для того, чтоб хоть как-то ограничить большущее количество желающих находиться на отпевании. Вера Комиссаржевская была похоронена в Санкт—Петербурге на Тихвинском кладбище.

На кончину величавой актрисы Александр Блок написал:

Что в ней плакало? Что боролось?

Чего же она ожидала от нас?

Не знаем. Погиб весенний глас,

Погасли звезды голубых глаз…

Источник: www.goodhouse.ru

Напишите комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.